НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ (1821 - 1877)
Н.А. Некрасов В конце апреля 1846 года в Москву из Петербурга выехала дорожная карета. Весна в тот год запоздала. Холодный ветер, мешая дождь со снегом, хлестал в в окно экипажа.
Сквозь стеклянную штору проникала в карету вода, стекая струйками по ногам пассажиров. Н. А. Некрасов ехал в Москву вместе с больным Белинским, отправляющимся на юг. Ухабы и слякоть вконец измотали путешественников. На вторые сутки пути в шесть часов вечера дилижанс подкатил к дверям Московского почтамта где приезжих с двух часов дня ожидали А. И. Герцен и М. С. Щепкин.
Еще в 1845 году, когда Некрасов гостил на подмосковной даче Герцена в Соколове, где собирались Ф. Е. Корш, П. В. Анненков, И. И. Панаев, М. С. Щепкин, друзья много спорили, обсуждая волновавшие их вопросы. Главной темой разговоров было отношение интеллигенции к народу. Некрасова глубоко взволновала тогда высокая идейная направленность духовной жизни кружка Герцена. Впоследствии он написал на полях рукописи «Я за то презираю себя»: «Искренне. Написано во время гощения у Герцена. Может быть, навеяно тогдашними разговорами. В то время в московском кружке был дух иной, чем в петербургском, т. е. Москва жила более реально, чем Петербург». В этот свой приезд в Москву поэт решил обсудить со своими единомышленниками возможность издания журнала, в котором можно было бы пропагандировать демократические Здание почтамта находилось там же, где и теперь (улица Кирова, бывшая Мясницкая, 26). В 1912 году старое здание, которое почтамт занимал с 1793 года, было снесено и на том же месте выстроен новый, ныне существующий почтамт. идеи. Он встречается с Герценом, часто бывает в его доме в Сивцевом Вражке, 27, видится с Грановским и семьей В. П Боткина, у которых постоянно собираются литераторы и театралы. Пробыв в Москве больше месяца, 30 июня 1846 года Николай Алексеевич едет к своему приятелю Г. М. Толстому в его имение под Казанью. «Я возбуждал вопрос об издании журнала. Дело остановилось за. деньгами. Панаев заявил, что у него 25 000 рублей свободного капитала. Толстой обещал ссудить также 25 000» — так, по словам Некрасова, обстояло дело с. приобретением журнала. Уже в октябре пушкинский «Современник», взятый в аренду у Плетнева, фактически переходит в руки Некрасова и Белинского. Теперь по своим журнальным делам и для поддержания связей с литературными кругами Москвы Николай Алексеевич чаще посещает древнюю столицу. Останавливается обычно в гостинице «Франция»-—на углу Петровки и Кузнецкого моста (теперь на этом месте сквер и кафе), посещает книжную лавку И. В. Базунова (на Большой Дмитровке, 25), при которой обосновалась комиссионная контора «Современника»
В книжной лавке любили собираться московские литераторы. «Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни»,— писал А. И. Герцен. Литературные кружки в 1840—1850-х годах были неотъемлемой частью московской жизни. Герцен, Грановский, Боткин— вот тот круг литераторов, с которыми в Москве поддерживает связь редактор «Современника». «Все, что было в Москве благороднейшего между людьми молодого поколения, соединялось вкруг него»,— писал о Грановском Н. Г. Чернышевский. Бывал Некрасов и у М. С. Щепкина в Большом Спасском переулке (ныне улица Ермоловой, 16). В те годы вокруг М. С. Щепкина также группировалась демократически мыслящая интеллигенция. Идейная целеустремленность великого русского актера, утверждавшего критический реализм на сцене, его ненависть к крепостному праву, горячее сочувствие к борцам за свободу привлекали к нему прогрессивно настроенных современников. Только благодаря исключительной энергии, предприимчивости и поддержке московских друзей смог Некрасов в годы жестокой николаевской реакции двадцать лет подряд оставаться во главе журнала. С 1846 по 1866 год «Современник» был самым передовым русским журналом. В «Современнике» печатались лучшие писатели того времени: В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. А. Фет, Я. П. Полонский. У московских друзей Некрасов нередко искал помощи и поддержки в своем сложном издательском деле. В 1855 году Николай Алексеевич пишет Грановскому: «Думаю, что если б «Современник» издавался в Москве, то при тех же сотрудниках он был бы гораздо лучше, потому что мы имели бы возможность пользоваться Вашими советами и указаниями». В том же 1855 году Некрасов приезжает в Москву лечить болезнь горла к знаменитому врачу Ф. И. Иноземцеву. Останавливается в гостинице «Шевалье» в Камергерском переулке, 4 (ныне проезд Художественного театра, дом перестроен). Потом, переезжает на дачу к Боткину в Петровский парк, оттуда ездит на лечебные процедуры. «Я занимаюсь здесь по совету Иноземцева питием какой-то воды,— пишет Некрасов 30 июня в письме к И. С. Тургеневу,— впрочем, без всякой веры в ее целебность для меня и пью эту воду уже целый месяц». В 1856 году поэт издает в Москве сборник «Стихотворения Некрасова», который сразу выдвигает его в первые ряды современных литераторов. Прекрасно- отредактированная самим автором книга разошлась с невероятной быстротой: 1400 экземпляров были раскуплены в течение двух недель (срок по тому времени небывалый). В сборник вошло такое известное стихотворение Некрасова, как «Поэт и гражданин». Тема народа в этом произведении зазвучала и гневом, и скорбью, и призывом к борьбе. Цензура тут же обрушилась на поэта: запрет печатать стихи Н. А. Некрасова, запрет печатать что-либо о нем длился целых пять лет. Но «муза мести и печали» не изменила поэту до конца жизни.
| Николай Некрасов
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий