вторник, 13 июля 2010 г.

Как не надо писать о Боге

В Петербурге есть православный "медиа-холдинг", в который входит несколько газет (надо сказать, что, в целом, весьма неплохих), одна из которых - для детей. "Чадушки" называется.
Недавно купил номер. В середине подборка стишков под названием "Православная азбука". Почитал я их и понял, что своей дочке читать это не хочу, потому что есть в этом что-то то ли от советского "прошла зима, настало лето - спасибо партии за это", то ли от рекламного "двоечки у Вовочки, а качество в "Пятерочке".
Почему-то кажется, что нельзя о Боге, о Церкви слоганами говорить. Или стихами с рифмами типа "шалость-жалость" и или какие-то неестественными перестановками слов.

Вот отдельные шедевры:


Алтарь - это главное место храма,
Не всем в него вход разрешен!
И означает, скажу тебе прямо, -
Царство Небесное он.


Вообще-то в русском языке, вводная конструкция "скажу тебе прямо" употребляется в тех случаях, когда надо сказать что-то неполиткорректное, неприятное для слушателя. Например, "Скажу тебе прямо, не в восторге я от таких стишков".
Поэтому употребление этой конструкции в связке с Царством Небесным выглядит как-то странно:
дескать, неприятность-то какая - Царство Небесное, прямо скажем.



В одеянии расшитом
Диакон вышел: важен он!
Это место, где стоит он,
Называется амвон.


Рифма "ом-он-он-он"



Радостно мне или хнычется,
Дома ли, в зале ли храма,
Я повторяю упрямо:
- Радуйся, наша Владычица,
Господа Бога нашего Мама!


Смысл-то очень хороший, но "зал храма" - уж очень неуклюже.




В храме чередой идут
Молитвы и прошения.
Называют все их тут
Так: Богослужения.


Как-то косноязычно



В храм иду сегодня днем,
У меня свиданье в нем.
Прямо за его порогом
Встречусь я не с кем-то -
С Богом!
Нету службы? Не беда:
В каждом храме Бог всегда!


Как-то нежизненно. Обычно когда христиане идут в храм, они обычно знают, есть там служба или нет.


Вслед смотри без укоризны
Тем, кто в церковь не идет.
Пожалей их: после жизни
Что хорошего их ждет?


Ну не факт. Может, этот уже на раннюю сходил, другой за тяжкобольным ухаживает, третий завтра покается.
Тебе-то что до них в данный момент ?


Сделай книгою настольной
Самый главный наш Закон.
Всех наук программы школьной
Для души полезней он!


Порядок слов - потрясающий. "Всех наук программы школьной"


Сколько икон разместили для нас
В этой стене. Это - иконостас!
Дивной красою он радует взор.
Справа и слева - на клиросах - хор.


Строчка про хор как-то выбивается из общего смысла.



Колокольня - это башня,
Где звонят колокола,
Нас зовя от дел домашних
На священные дела!


Слово "башня" - грубоватая, почти заниженная лексика. Ее употребление в контексте священных дел неуместно.


Мы зовем ее - Потир.
В ней спасенье, Свет и мир!
Для того, кто по утрам
Причащаться ходит в храм!


Просто рекламный слоган.



Идет она, как ядовитый дым
Из самых страшных подземелий ада.
И отравляет души молодым
Под бесовские звуки рок-парада.


Без слов.



Свет телевизора в каждом окне -
Ну, чем не лампады горят сатане?

Аналогично


В храме шалость у меня
Вызывает жалость.
Поопаснее огня
Здесь любая шалость!


Повторение слов + сомнительное качество рифмы.


Сдается мне, что такой халтуры навалять проще простого.
Ну, например, сходу придумалось:


Меж собой иметь любовь
Всем нам очень нужно
Потому, найдя морковь,
Поедим все дружно


Только это для примера - ни в коем случае не читайте этого своим детям :)



Справедливости ради, надо сказать, что есть и положительные примеры.


Ложь и правда: ад и рай.
Век живи - и выбирай!


Просто пословица. Коротко, ясно. И, главное, верно.


Для чего ты, человек,
На земле живешь свой век?
Чтобы просто есть и спать,
Развлекаться, спорить, лгать?
Или, вспомнив, наконец,
Что Небесный ждет Отец,
Так пройти свою дорогу,
Чтобы возвратиться к Богу?



Как тяжела она порою,
И как трудна подчас.
Но я скажу ее, не скрою.
Не завтра, а сейчас.




Удивительное дело -
Тело, что б ни захотело:
Пряник, пирожок, конфету -
Нет, не ту, а лучше эту! -
Подаю ему, спеша.
Ну, а бедная душа
Уже много-много дней
Терпеливо ждет,
Что когда-нибудь и ей
Что перепадет…
Даже c малой толикой юмора:


И даже с легким юмором:


На иконах пляшут лица…
Что это с иконами?
Это я учусь молиться -
С частыми поклонами!



Но эти положительные примеры как-то малочисленны на фоне остальных поделок.


"Когда пишешь во славу Господню -
не смей писать худо!...
Хвала уст - жертва БОГУ.
А жертва должна быть БЕЗ ПЯТНА и ПОРОКА
"



Думаю, этого недостаточно, а может быть - избыточно,
если остается одно РЕМЕСЛО, а души нет.
Помните мой намек на вопрос о красоте:
КАКАЯ красота спасет мiр и ТОЛЬКО ЛИ красота?
И, повторю из сегодняшнего письма,
что дороже: человек или та красота, что окружает его,
душа человека или облака как фон за ним?
Мы не ремеслом занимаемся, а душу выражаем!!!
И потому, кроме "можешь не писать - не пиши"
стоит сказать: "Можешь дышать в поэзии - пиши,
а пишешь ради того, чтобы писать, - не пиши!"
ДЫШАТЬ - вот главное! Дышать, а не писать!
А дышать можно не только в рифму и в ритм,
и даже честнее - не в рифму, не в ритм, "некрасиво".
А еще надо уметь МОЛЧАТЬ. В поэзии - МОЛЧАТЬ!
Да освятит наше дело Господь Благое Молчание...


Ольга Берггольц


* * *

Достигшей немого отчаянья,
давно не молящейся богу,
иконку "Благое Молчание"
мне мать подарила в дорогу.

И ангел Благого Молчания
ревниво меня охранял.
Он дважды меня не нечаянно
с пути повернул. Он знал...

Он знал, никакими созвучьями
увиденного не передать.
Молчание душу измучит мне,
и лжи заржавеет печать...


1952

Ольга Берггольц.


Источник: Книги и стихи Симеона Афонского, форум.

Комментариев нет:

Отправить комментарий